Проблемы автора в преступлении и наказании

Конспект урока русской литературы на тему: Роман «Преступление и наказание» (главы)

95]. Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа. II . Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского». «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».

3. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели?

(От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.) 5. Где живут герои Достоевского? (Описание каморки Раскольникова (ч. I , гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I , гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II , гл. 2), жилище Сони (ч. IV , гл. 4).) 6. Прочитайте страницы, где описан пейзаж.

Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского? 7. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского? 8. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?

1.

Проблемы автора в преступлении и наказании

Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми.

Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят».
Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь.

Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры.

Психологизм в Преступлении и наказании Ф М Достоевского

Фёдор Михайлович создал форму «полифонического романа», в котором сталкиваются разные голоса и мнения.

Соединение психологизма и философичности, создание особого художественного Создав и разрушив на страницах романа теорию “сильной” личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести – нравственному закону.

В.Я.Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

Москва, «Художественная литература», 1986 А.Г.Цейтлин Преступление и наказание. Социологические параллели. «Литература и марксизм», 1952 Г.М.Фридлендер Реализм Достоевского.

Москва, «Наука», 1964 С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва, «Просвещение», 1985 Е.Г.Буянова Романы Ф.М.Достоевского.

Проблема гуманизма в романе Ф

.М.

Достоевского Тема гуманизма является вечной в литературе.

Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок. Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа.
ицей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей.

Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом.

Ф.М. Достоевский как великий гуманист не мог пройти мимо или не заметить окружавшей его жестокости, грязи.

Его чуткая душа протестовала против угнетения слабых сильными.

Он глубоко, от всего сердца переживал за людей и старался помочь им . В самые тяжелые для писателя и всего русского народа годы он продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. н, или совершить антигуманный поступок ради улучшения жизни многих людей.
Достоевский разоблачил и осудил путь буржуазного индивидуализма, Произведение Достоевского невозможно читать без волнения, наверное, потому, что он сам сопереживает всё происходящее с его героями, до предела взволнован их судьбами.

Читая произведения Ф.М. Достоевского, убеждаюсь в том, что прав был А.В.

Луначарский, справедливо сказав, что писатель «тесно связан со своими героями.

Его кровь течёт в их жилах. Его сердце бьётся во всех созданных им образах».

Не путайте

Раскольников проявляет сострадание, хотя деньги ему самому нужны, он сам очень беден. Тогда Марфа Петровна извинилась перед Дуней и с этим письмом стала обходить всех знакомых, чтобы восстановить ее репутацию.

Потом она нашла богатого жениха Дуне (Петр Петрович Лужин) и завещала ей 3тыс.

руб. после своей смерти. Лебезятников раскрывает подлость Лужина, восстанавливая репутацию Сони. Дуня и Соня жертвуют собой ради материального обеспечения близких людей. Соня стала заниматься проституцией, а Дуня хотела выйти замуж не по любви (ради денег).

(социальной, моральной, перед совестью, перед самим собой) Раскольников увидел на улице пьяную девушку «лет шестнадцати», за которой следил какой-то мужчина. Он вступился за неё и дал денег городовому, чтобы тот отвез её домой. Разумихин много работал, никогда не унывал, всегда был весел и общителен.

Проблемы поднятые в преступлении и наказании

Какие проблемы выдвигают авторы в произведениях: 1) Горе от ума 2) Преступление и наказание 3) Евгений Онегин 4) Бедная Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» — пять остальных и эпилог. Это показывает особую важность для Достоевского проблемы наказания.

Подвергая Раскольникова различным формам «казни» и «самоказни», Достоевский не только противопоставляет «отрицательному» Раскольникову «положительную» Соню. Но «отрицательному» Раскольникову (и это очень важно) он противопоставляет «положительного» Раскольникова, т. «По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

«Я хотел Наполеоном сделаться…» (проблема «наполеонизма» в романе).» И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента.

Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом.

Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский. Великое творение Федора Михайловича Достоевского роман «Преступление и наказание» по истине занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе.

Проблема жанра романа Ф

· 1861 — Униженные и оскорблённые · 1866 — Преступление и наказание · 1879—1880 — Братья Карамазовы Далее автор замечает о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу.

Его идея: взять во власть это общество.

Деспотизм — его черта. Она ведет ему напротив. NB В художественном исполнении не забыть, что ему 23 года.

Он хочет властвовать — и не знает никаких средств. Поскорей взять во власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.

Чем бы я ни был, что бы я потом ни сделал, — был ли бы я благодетелем человечества или сосал бы из него, как паук, живые соки — мне нет дела.

Я знаю, что я хочу владычествовать, и довольно» Достоевский дал в романе такой глубокий критический анализ сознания личности «свободного», буржуазно-индивидуалистического типа, который был новым словом для русской и мировой литературы его эпохи. В решении указанных вопросов Достоевский шел своим особым путем, развивая общий взгляд на причины, порождающие преступление, и пути исправления преступника, который был намечен им в «Записках из Мертвого дома»: соглашаясь с огромной ролью социально-исторической среды и обстановки в формировании характера и психологии преступника, Достоевский в то же время отводил такую же важную роль нравственным факторам.

Проблемы автора в преступлении и наказании

Кон-фликт романа — это борьба теории с жизнью.

Это и мучитель-ное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев. Милосердие и сострадание в романе “Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего” — Л.Н.

Толстой «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.» Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками. Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.

Анализ романа «Преступление и наказание» Ф

Публич­ные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная моло­дежь «уродуется в теориях».

Дети порочны в порочном мире взрос­лых (Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами). Петербург – город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства.

(Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.) В Петербурге люди не имеют дома. Главные события в их жизни происхо­дят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Рас­кольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.

В Петербурге все привыкли к оскорблению.

Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоми­нает о былом «благородстве».